Арбитражный суд ускорил дело Гарюгина

  • от:Адвокатский кабинет «Спрут»
  • 0 Comment

Арбитражный суд ускорил дело Гарюгина

Арбитражный суд подтвердил законность требования Контрольно-счетной палаты к метрополитену о возврате 466 млн рублей, затраченных на «Адмиралтейскую». У следователей, занимающихся «делом Гарюгина», появился мощный козырь.

Во вторник, 19 июля, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поставил точку в процессе, который длился более полутора лет. ГУП «Петербургский метрополитен» не смог добиться признания незаконным предписания Контрольно-счетной палаты, самым пугающим пунктом которого было требование вернуть в казну 466 млн рублей, потраченных на возведение фундамента станции «Адмиралтейская». А пользуется им, как считают аудиторы, в основном не метро, а бизнес – ЗАО «СоветниК».

Арбитражный суд ускорил дело Гарюгина

Арбитражный суд ускорил дело Гарюгина

Тяжба между ГУП «Петербургский метрополитен» и Контрольно-счетной палатой тянулась с конца 2014 года. Формально подземка всего лишь оспаривала предписание, выданное аудиторами в декабре 2014 года по итогам проверки деятельности предприятия за три года. И ГУП не был первопроходцем, подавая в Арбитражный суд свой иск: ранее также попытались опрокинуть выводы КСП муниципалы из МО «Смольнинское» и чиновники из комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

Однако события, которые параллельно развивались в Главном следственном управлении СК РФ, придали этому процессу совсем иную значимость. В начале 2015 года, основываясь на выводах Контрольно-счетной палаты, Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» в отношении начальника подземки Владимира Гарюгина и иных «неустановленных лиц». Как уже рассказывала «Фонтанка», аудиторов привлек тот факт, что фундамент наземного вестибюля станции «Адмиралтейская» на углу Малой Морской и Кирпичного переулка был полностью построен за счет бюджета. Хотя по факту использует его не только метрополитен, но и компания «СоветниК», которой принадлежит расположенный в этом же здании ТК «Адмирал». Предварительный размер ущерба был оценен в 466,5 млн рублей.

В предписании КСП есть ключевое для следствия слово «ущерб». А в соответствии с 90-й статьей Уголовно-процессуального кодекса, обстоятельства, установленные Арбитражным судом, правоохранительные органы должны принимать без дополнительной проверки (так называемая «преюдиция»). Таким образом, в случае удовлетворения иска подземка получала бы непобедимый козырь в борьбе за своего начальника. Правда, ставки в игре были высоки: при победе аудиторов этот козырь стал бы грозным оружием уже в руках следствия.

Все армии – на фронт

Последствия положительного или отрицательного решения по иску метрополитена понимали обе стороны процесса. Контрольно-счетную палату представлял внушительный десант в составе аудитора Юрия Илларионова, начальника инспекции № 2 Виктории Маргарян и еще нескольких сотрудников рангом пониже. «Петербургский метрополитен» для защиты своей позиции нанял престижное бюро «Мусин, Ибрагимов и партнеры», которое было основано Валерием Мусиным – преподавателем юрфака СПбГУ, у которого учились действующий премьер и президент. Правда, за честь начальника петербургского метрополитена бился не он, а юрист Светлана Метцгер.

С учетом высоких ставок, стороны не щадили ни себя, ни судью Дмитрия Глумова: практически каждое заседание шло по два часа, причем каждый раз стороны все дальше углублялись в специфику метростроения, подземного строительства. Для того чтобы окончательно не запутаться, в КСП даже подготовили плакат со схемой «Адмиралтейской» и указанием, какая часть здания принадлежит метрополитену, а какая – «СоветниКу». В палате даже отрепетировали, как оперативно выводить это наглядное пособие на поле боя: по сигналу Илларионова и Маргарян один устанавливал полутораметровую стойку, другой – быстро вешал плакат.

«Мы все здесь понимаем, что этот суд – это только подготовка к другому процессу», – честно призналась на одном из заседаний Виктория Маргарян, имея в виду уголовное преследование Владимира Гарюгина. «Все это вы будете выяснять на другом процессе», – осадил однажды стороны судья Дмитрий Глумов, когда те стали дискутировать об особенностях буронабивных свай. Впрочем, обычно он давал спорящим высказаться, даже если они уже повторяли свой тезис в десятый раз. У корреспондента «Фонтанки» даже создалось впечатление, что он сознательно не спешит, понимая политические последствия своего решения для города в целом и начальника петербургской подземки – в частности.

Фундаментальные споры

Впрочем, не спешить он мог еще и потому, что разобраться в сложной истории строительства «Адмиралтейской» с ходу невозможно. Как известно, подземный вестибюль станции был построен еще в 1990-е годы, а вот с выходом на поверхность пришлось повременить из-за отсутствия финансирования. За «Адмиралтейской» закрепилось звание «станции-призрака». В тучные 2000-е годы деньги нашлись. Первоначально планировалось, что вестибюль будет одноэтажным, но затем остановились на популярном в годы губернаторства Валентины Матвиенко варианте: кассовый зал строит инвестор, а в обмен получает право надстроить сверху еще несколько этажей под торговый центр.

Инвестора – ЗАО «СоветниК», входящее в холдинг «Петромир» Михаила Мирилашвили, – в 2010 году выбрала специальная комиссия, в которой основную скрипку играли чиновники Смольного, а не Владимир Гарюгин. В частности, в нее входили вице-губернаторы Игорь Метельский, Юрий Молчанов и Роман Филимонов, тогдашняя глава КГА Юлия Киселева, председатель КУГИ Дмитрий Куракин. Строительство наклонного хода для эскалаторов вел «Метрострой» по заказу комитета по транспорту, а сдать станцию в лучших советских традициях нужно было к Новому, 2012 году. Сдвинуть сроки было нельзя: в канун парламентских выборов «Адмиралтейскую» несколько раз посещали руководители регионального списка «Единой России» – вице-премьер Дмитрий Козак и губернатор Георгий Полтавченко. И торжественно обещали: «станция-призрак» заработает вовремя.

В итоге получилась юридическая коллизия: чтобы успеть к торжественной дате, «СоветниК» дал «Метрострою» заем на строительство пятиэтажного здания со встроенным вестибюлем метро. Хотя инвестиционный договор с компанией был заключен гораздо позже: постановление правительства о возведении вестибюля на основе государственно-частного партнерства было подписано губернатором Георгием Полтавченко только 21 декабря 2011 года. В соответствии с ним, непосредственным куратором проекта выступал метрополитен, а вестибюль нужно было возвести за 31 месяц. Инвестор справился за семь дней: 28 декабря станция была торжественно открыта.

Официально «Петербургский метрополитен» и ЗАО «СоветниК» оформили отношения уже в 2012 году. Однако КСП уцепилась не за странную схему строительства вестибюля, при которой все документы подписываются постфактум. Аудиторов привлек тот факт, что инвестор вложился только в каркас здания, а фундамент был полностью возведен за счет бюджета. Его стоимость, согласно актам сдачи-приемки, составила 466 млн рублей. При этом виноват в этой ситуации, как полагают в Контрольно-счетной палате, лично Владимир Гарюгин: в инвестиционном договоре, утвержденном начальником подземки, указано, что «СоветниК» освобождается от затрат, входящих в контракт комитета по транспорту с «Метростроем».

Так в предписании КСП и появились такие грозные формулировки, как «ущерб» и «неправомерные действия начальника метрополитена». Правда, до выдачи предписания метрополитен привлек специалистов «Ленметрогипротранса» и провел расчет нагрузок, чтобы определить, с какой силой на фундамент давит имущество «СоветниКа», а с какой – самой подземки. В итоге в 2014 году инвестор перечислил в бюджет 270 млн рублей, из которых 230 млн рублей ушли в региональный бюджет, а еще 40 – в федеральный в виде НДС. Затраты на самом проекте в «СоветниКе» ранее оценивали в 1,2 млрд рублей.

Козырь следствия

На суде представители метрополитена упирали на то, что «СоветниКа» от платежа за фундамент никто не освобождал – ведь он же перечислил в бюджет 270 млн рублей. В ответ на упрек со стороны КСП, что расчет нагрузок был сделан только после начала аудиторской проверки, в подземке говорили, что эти два события связывать нельзя. Тем более что официально инвестиционный договор в 2014 году еще был действующим, а свои обязательства стороны исполнили не до конца.

Однако аудиторы нашли новые аргументы. В палате усомнились в корректности расчетов «Ленметрогипротранса» и потребовали провести новую экспертизу, чтобы понять, как использует фундамент метрополитен, а как – «СоветниК». Союзником КСП стал Следственный комитет, который в конце 2015 года провел собственную экспертизу. Она показала, что по сути свайный фундамент нужен только инвестору, а для того, чтобы машинный и кассовый зал не провалились под землю, достаточно чего-то попроще. В итоге если использовать оценку правоохранительных органов, то «СоветниК» должен был компенсировать бюджету все 460 млн рублей. Представители инвестора ходатайствовали о проведении новых, полностью независимых расчетов. Но судья Дмитрий Глумов отклонил эту просьбу.

При этом в КСП отказываются признать платеж в 270 млн рублей, уже сделанный «СоветниКом». Компания перечислила их напрямую на счета комитета финансов. Однако формально правительство Петербурга поручило построить вестибюль «Адмиралтейской» ГУП «Петербургский метрополитен». «Инвестор может в любой момент потребовать свои деньги обратно, сославшись на то, что платеж был ошибочным. У города нет никаких соглашений с «СоветниКом», – говорила начальница инспекции № 2 КСП Виктория Маргарян. При этом сама компания ни разу не заявила на суде, что будет подавать иск о возврате 270 млн рублей.

Смольный, сначала занимавший нейтральную сторону, постепенно встал под знамена метрополитена. Представители комитета по транспорту и комитета имущественных отношений на суде не возражали ни подземке, ни «СоветниКу». Исключение составил комитет финансов, юристы которого сначала прислали письмо о том, что Гарюгин нанес ущерб бюджету, но спустя два дня направили прямо противоположное мнение. «Отзыв писала моя подчиненная, я была в отпуске. Вернувшись, я переписала его», – сказала на суде юрист ведомства.

Однако, несмотря на позицию городского правительства, судья Дмитрий Глумов отказал метрополитену в признании недействительным предписания КСП. Помимо «Адмиралтейской», законными признаны и требования повысить ставки за аренду помещений подземки и взыскать с компании «Метроком» около 2 млн рублей за использование инфраструктуры подземки для размещения кабелей связи (по факту деньги уже перечислены). Представитель подземки Светлана Метцгер уже заявила «Фонтанке», что будет оспаривать это решение в 13-м Арбитражном суде. Однако собеседник, близкий к следствию, полагает, что теперь у СК РФ есть козырь для дальнейшего уголовного преследования Владимира Гарюгина. При этом, помимо строительной экспертизы, Следственный комитет также провел правовую: несколько юристов, как было заявлено на суде, подтвердили, что начальник превысил свои полномочия.

«Ситуацию это решение действительно усложнит. Но преюдиции здесь нет: ни Владимир Александрович Гарюгин, ни иные частные лица к арбитражному делу не привлекались. Привлекались только организации», – заявил «Фонтанке» адвокат главы подземки Владимир Львов.

Комментарии

Ответов нет ответил “Арбитражный суд ускорил дело Гарюгина”

Комментариев нет.

Добавить комментарий